Чеки у самозанятых: главные ошибки за которые можно получить штраф
2025-10-10 15:02
Чеки у самозанятых
Самозанятые — прекрасные люди, которые используют специальный налоговой режим — налог на профессиональный доход. Крайне удобный и лояльный на мой взгляд.
По факту получения оплат, в том числе авансовых, самозанятый обязан сформировать в приложении или ЛК продажу и отправить заказчику чек. Статья 14 422-ФЗ
Чек должен быть сформирован: 1. В момент расчета, если использовались наличные или электронные средства платежа (например, картой). 2. До 9 числа следующего месяца, если использовались безналичные расчеты (например, со счета на счет).
И чек должен быть сразу отправлен клиенту. Даже если ему не надо.
Частые ошибки самозанятых:
1️⃣ Вообще не выписать чек
Такое бывает. Можно просто забыть о чеке напрочь, у меня такое было пару раз, пришлось выкручиваться.
— За первое нарушение можно получить штраф 20% от не выданного чека.
— За повторное в течение шести месяцев — 100%.
Как это могут обнаружить?
Самое реальное — на вас напишут жалобу. У меня был случай, когда жалобу на исполнителя за отсутствие чека написала крайне довольная качеством услуг клиентка. А юрлица или ИП вообще сильно заинтересованы получить от вас чек, потому что в противном случае им придется заплатить за вас налоги и взносы.
Что делать?
Оценивать риски. Можно выписать чек задним числом, но при этом учитывайте размеры штрафов, потому что риск привлечь внимание налоговой существует.
2️⃣ Выписывать чек на все платежи скопом раз в месяц
В этом случае могут быть, как ни странно, те же самые штрафы, потому что формально вы не сформируете чек для конкретного клиента по конкретной оплате. То есть такое нарушение Шрёдингера — и налоги оплачены, и все равно нарушение.
Плюс расчет налога может быть не верным, если среди клиентов будут и физлица, и ИП, и юрлица. Потому что по физикам самозанятые платят 4%, а по ИП и юрлицам — 6%.
Как это могут обнаружить?
Все то же самое. Самое реалистичное — жалоба. Но могут и проверить, потому что в системе такой единый чек будет отображаться так, будто у вас один клиент и не трудовые ли там отношения.
Что делать?
На мой взгляд лучше проконсультироваться индивидуально.
3️⃣ Не выписывать чек, потому что клиенту чек не нужен
Тут какая система работает. Вы, как самозанятый, обязаны выписать чек и заплатить налог — это обязанность никак не зависит от желания клиента. То есть чек в первую очередь нужен вам, а не клиенту.
Декларативно вы обязаны отправить клиенту чек, но ответственности за неотправку нет, но. Вам вообще не надо у клиента спрашивать, нужен ему чек или нет. Вы просто отправляете там, где общаетесь с клиентом и все. А что он будет делать с чеком, значения не имеет.